2.9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА заказчиками (технадзор)

Контроль качества строительства осуществляется персоналом технического надзора аппарата заказчика и регламентируется положением о заказчике МДС 12-9.2001. Технический надзор заказчика может осуществляться специалистами, имеющими закончен­ное специальное образование, право производства работ и производственный стаж не менее 5 лет. Работники технического надзора назначаются специальным приказом заказчика и ре­гистрируются в органах Государственного архитектурно-строительного надзора. При строительстве, осуществляемом для собственных нужд строительно-монтажной органи­зации (хозспособ), технический надзор заказчика исполняется производственно-техническим отделом этой организации. Задача технического надзора состоит в отслеживании качества и сроков выполняемых подрядчиком работ, контроля и надзора за ходом строительства.

На работников, осуществляющих технический надзор, возлагается:

■  контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых кон­струкций и изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;

■    принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в про­ектно-сметной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение не­обоснованного увеличения сметной стоимости строительства;

■        проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительст­ве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результа­тов лабораторных испытаний и др.);

■        контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;

■        освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных орга­низаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производст­ве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;

■       контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации;

■        контроль исполнения строительно-монтажными организациями, указаний и предписа­ний авторского надзора и органов государственного строительного надзора, а также тре­бований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняе­мых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов, недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом.

В этих целях инженеры технического надзора обязаны:

■       передавать строительной организации утвержденную ПСД в установленном объеме и раз­решения, полученные в органах Госархстройнадзора, на производство подготовительных и основных строительных работ;

■        проверять наличие паспортов на изделия, поставляемые заводами стройиндустрии;

■        требовать от подрядчика, производителя работ периодической проверки паспортных данных строительных материалов и конструкций, участвовать при отборе образцов мате­риалов для испытаний;

■        проверять результаты лабораторных испытаний и анализов материалов, применяемых в строительстве;

■        не допускать на строительстве применения строительных материалов, деталей и изде­лий, не отвечающих требованиям стандартов и технических условий на их изготовление, а также удорожающих строительство;

■        совместно с техперсоналом строительной организации оформлять актами поставку не­доброкачественных материалов, конструкций, изделий, не отвечающих требованиям стандартов, технических условий и каталогам индустриальных строительных изделий, а также запрещать их применение;

■        вести повседневный технический надзор за качественным выполнением строительных, монтажных и специальных работ в соответствии с утвержденной технической документа­цией, строительными нормами, правилами и техническими условиями на производство и приемку этих работ;

■        участвовать в освидетельствовании скрытых и специальных работ и до подписания актов на них не допускать производства последующих видов работ (акты освидетельствования скрытых работ должны быть составлены сразу же после их окончания), скрывающих вы­полненные работы;

■        производить обмер и приемку от подрядчика или производителя работ объемов выпол­ненных работ при условии качественного их выполнения, соответствия утвержденным проектам и техническим условиям, а также оформлять акты для оплаты этих работ;

■        контролировать правильность внесения строительно-монтажными организациями в ра­бочую документацию всех внесенных в процессе строительства изменений проекта и данных инструментальной съемки выполненных конструкций;

■        давать конкретные указания, направленные на устранение выявленных дефектов, отсту­плений от проекта и нарушений технических условий с указанием сроков их ликвидации и ответственности за исполнение;

■        контролировать своевременное выполнение всех указаний и рекомендаций, записанных в журнале работ представителями авторского надзора и контролирующих органов;

■        контролировать своевременное и правильное ведение общего и специальных журналов работ, в которых указываются отступления от проекта, дефекты и нарушения техниче­ских условий при производстве работ и виновные в допущенных дефектах;

■        содействовать внедрению рационализаторских предложений, удешевляющих стоимость и сокращающих сроки строительства без снижения прочности конструкций и ухудшения качества здания или сооружения;

■        активно участвовать в решении вопросов по обеспечению объектов рабочей силой и ма­териально-техническими средствами;

■        участвовать в работе рабочей комиссии;

■        составлять при обнаружении незаконченных работ перечень выявленных недоделок и

дефектов с установлением сроков их устранения и с последующим проведением повтор­ной приемки объекта;

■        не допускать приемки от подрядчика зданий, не законченных строительством;

■        готовить совместно с подрядчиком техническую документацию для предъявления закон­ченного строительством объекта государственной комиссии после устранения всех де­фектов и недоделок, установленных при рабочей приемке объекта;

■        участвовать в приемке государственной комиссией объекта в эксплуатацию, знакомить членов комиссии с рабочей документацией и актом приемки объекта рабочей комиссией застройщика, представлять характеристику технической готовности объекта, возможно­сти ввода его в эксплуатацию.

Работники технического надзора имеют право:

■       требовать от строительной организации правильного транспортирования и складирования материалов, деталей и изделий, а также содержания строительной площадки в надлежа­щем порядке;

■        вносить в общий журнал работ строящегося объекта обязательные для строительной организации замечания и указания по качеству строительства, а также по отступлениям, допущенным строительной организацией, от утвержденной ПСД (разногласия по техни­ческим вопросам, возникающие между строительной организацией и техническим над­зором застройщика по замене конструкций и материалов, разрешают проектные органи­зации);

■        не принимать к оплате работы, выполненные с нарушением утвержденного проекта, тех­нических условий производства строительных работ или с применением недоброкачест­венных материалов, изделий, и требовать немедленного устранения обнаруженных де­фектов за счет строительной организации;

■        требовать от строительной организации выполнения работ в полном соответствии с ут­вержденной рабочей документацией, точного соблюдения строительных норм, правил и технических условий на производство и приемку работ, а также соблюдения правил тех­ники безопасности;

■        запрещать строительной организации применять строительные материалы, детали и из­делия, не отвечающие требованиям стандартов и технических условий;

■        при возникновении деформаций или угрозы обрушения конструкций возводимого здания или сооружения приостанавливать строительство и требовать от строительной и проект­ной организаций принятия немедленных мер для предотвращения аварий, сообщая об этом руководству заказчика и подрядной строительной организации, финансирующему банку и органам Госархстройнадзора;

■        ставить перед органами Госархстройнадзора и руководством строительной организации вопросы об отстранении от занимаемой должности лиц, руководящих производством строительно-монтажных работ, если они не соответствуют своему назначению или сис­тематически не выполняют требований технического надзора.

Работники технического надзора несут установленную законом ответственность за принятие от строительной организации работ, выполненных с нарушением утвержденного проекта, СНиП и технических условий на производство общестроительных и специальных работ; со­ставление фиктивных актов на скрытые работы, а также за несвоевременное оформление актовl; оплата строительным и другим организациям излишних сумм вследствие завышения объемов и стоимости выполненных работ.

Работа технического надзора на подконтрольном объекте заканчивается только после полно-ю решения всех вопросов по вводу объекта в эксплуатацию.

Дин работников технического надзора обязательными являются указания органов Госарх­стройнадзора по вопросам качества строительства, выполнения работ в соответствии с ут­вержденной рабочей документацией, соблюдения строительных норм, правил и технических условий на производство и приемку строительно-монтажных работ. 1’иоотникам технического надзора запрещается занимать оплачиваемые должности по совместительству в строительных организациях, ведущих поднадзорное строительство, выполнять м.нннм по проектированию и составлению смет по этому строительству.

Контроль качества проектно-сметной документации со стороны заказчика должен охватывать:

■       правильность и полноту технического задания на проведение инженерных изысканий; степень экономической эффективности проектируемых зданий и сооружений; примене­ние в рабочих чертежах стандартов и типовых решений на конструкции, узлы и детали; правильность определения сметной стоимости строительства;

■    соблюдение норм технологического и строительного проектирования; наличие в составе рабочей документации перечней стандартов, технических условий, типовых конструкций, деталей; правильность решения генплана строительства; качество объемно-планировоч­ного и архитектурного решения зданий и сооружений; степень использования типовых и повторно применяемых проектов; другие вопросы рациональности проектных решений строительства.


ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКАЗЧИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД на территории Российской Федерации

Утверждено постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 г. № 58

1, Общие положения

1,1, Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на терри­тории Российской Федерации (далее Положение) разработано в соответствии с правовы­ми и нормативно-методическими документами, действующими в сфере строительства по состоянию на 01.01.2001, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных нужд», Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и. сокращению бюджетных рас­ходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Федеральным за­коном от 13.12.94 № 60-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.93 № 812 и от 22.06.94 № 745.

1.2.    Заказчиком может быть юридическое лицо любой организационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, или структурное подразделение инвестора (управление, отдел капитального строительст­ва, группа технического надзора действующего предприятия), наделенное необходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций. В организациях комплекс­ного типа, осуществляющих деятельность инвестора, заказчика, проектировщика, под­рядчика и эксплуатацию построенных объектов, в любых сочетаниях заказчиком является подразделение или должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации с определением ответственности и наделением его необходимыми полномочиями.

1.3.    Предметом деятельности заказчика является строительство новых объектов, реконструк­ция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий и (или) соору­жений, проведение капитального ремонта.

1.4.    Взаимодействие заказчика с другими субъектами инвестиционной деятельности осуще­ствляется на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между сторонами в соответствии с действующим законодательством.

1.5.    Выполнение функций заказчика требует наличие у организации лицензий на осуществ­ление конкретных видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 22д постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 221).

1.6.    На стадии подготовки инвестиционного проекта заказчик финансируется за счет основ­ной деятельности инвестора, а при реализации конкретного инвестиционного проекта — за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их частей.

1.7.    Не допускается по одному и тому же инвестиционному проекту одновременное содержа­ние заказчика за счет средств, предусмотренных в главе 10 «Содержание дирекции (тех­нического надзора) строящегося предприятия» сводного сметного расчета стоимости строительства, и основной деятельности инвестора.

1.8.    Размер средств на выполнение функций заказчика устанавливается в договоре с инве­стором на основе расчета в соответствии с Методическим пособием по расчету затрат на службу заказчика, рекомендованным к применению письмом Минстроя России от 13.12.95 № ВБ-29/12-347, а при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в пределах нормативов, уста­навливаемых Госстроем России.

1.9.    Заказчик на условиях, определенных в договоре с инвестором, распоряжается выделенны­ми для строительства объекта денежными и материальными средствами инвестора и несет материальную и иную, предусмотренную действующим законодательством или догово­ром, ответственность за целевое и своевременное использование ресурсов инвестора, соблюдение строительных норм и правил при проектировании и строительстве объекта, за качество принимаемых проектных решений, материалов, конструкций, оборудования и строительно-монтажных работ, сроки ввода объекта в эксплуатацию.

1.10.   При реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета раз­мер оплаты труда и предельная численность аппарата заказчика не должны превышать действующих нормативов, установленных Госстроем России. При реализации коммерческих проектов численность аппарата и оплата труда определя­ются руководителем заказчика и зависят от результатов хозяйственной деятельности. В случае, когда заказчик имеет несколько различных источников финансирования объек­тов, смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдени­ем пропорций расходования средств в соответствии с объемом финансирования каждого инвестора.

1.11 Работники заказчика, занятые реализацией оборудования, материалов и изделий, а так­же их приемкой, хранением и передачей в монтаж и производство работ, содержатся за счет средств, предусмотренных на заготовительно-складские расходы.

1.12. Экономия средств, полученная как разница между договорной ценой и реальными рас­ходами, полученная в процессе строительства за счет изменения технических решений, применения более дешевых материалов и конструкций, распределяется между участни­ками строительства для поощрения работников и социального развития коллективов.

2. Основные задачи заказчика по управлению инвестиционным проектом

2,1. На стадии подготовки инвестиционного проекта проработки:

■   разработка бизнес-плана;

■   выбор площадки строительства;

■   получение всех необходимых разрешений и согласований;

■   предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщи­ков оборудования;

■   экспертиза проекта.

2.2. На стадии реализации инвестиционного проекта:

■   подготовка строительной площадки;

■   разработка и утверждение проектно-сметной документации;

■   выбор, как правило на конкурсной основе, исполнителей на поставку товаров, выпол­нение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государствен­ных контрактов);

■   поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов;

■   контроль качества работ; приемка выполненных работ;

■   своевременная оплата работ и услуг;

■   сдача объекта в эксплуатацию;

■         передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям;

■         контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации.

3. Основные функции

3.1. При реализации задач, изложенных в разделе 2 настоящего Положения, заказчик выпол­няет следующие функции в составе и порядке, установленном действующими правовыми актами и нормативными документами по строительству:

3.1.1. На стадии предпроектной проработки и подготовки к строительству:

■         проводит выбор строительной площадки и получает согласование на ее использова­ние для строительства;

■         разрабатывает бизнес-план;

■         выполняет подготовительные работы, получает в установленном порядке согласова­ния и разрешения для использования земельного участка для нужд строительства;

■         организует изучение строительной площадки на предмет подтверждения отсутствия факторов, опасных здоровья людей;

■         получает в установленном порядке разрешение на строительство;

■         получает согласование и технические условия на подключение объекта к действую­щим сетям;

получает в администрации населенного пункта (района) подтверждение действия всех выданных технических условий на электроснабжение, водоснабжение, канали­зационные сбросы, отопление, радиофикацию, телефонизацию и т. д.

■         выполняет подготовительные работы, получает в соответствующих органах необхо­димые согласования, разрешения и технические условия для проведения изыска­ний, проектирования и строительства;

■         подготавливает исходные данные для разработки проектной документации;

■         определяет предмет конкурса (лоты), составляет план проведения конкурсов по раз­мещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строи­тельстве, несет все расходы по организации и проведению конкурсов на всех фазах, оформляет договором поручение юридическому лицу на исполнение им части функ­ций по организации и проведению конкурсов в случае, если эти функции не испол­няются заказчиком — организатором конкурса;

■        осуществляет выбор, как правило на конкурсной основе, проектной и изыскатель­ской организаций и заключает с ними договора на выполнение соответствующих проектных и изыскательских работ;

■         организует экспертизу разработанной проектно-сметной документации, в том числе государственную экологическую экспертизу, и ее утверждение в установленном по­рядке;

■   разрабатывает и утверждает техническую часть конкурсной документации, условия проведения конкурса, определения победителя, основные положения условий госу­дарственного контракта (договора) и другие разделы конкурсной документации;

■    готовит предложение инвестору по составу и регламенту работы конкурсной комиссии;

■         руководит работой конкурсной комиссии после ее утверждения инвестором;

■         публикует извещения об открытых конкурсах, рассылает приглашения к участию в закрытых конкурсах, организует распространение конкурсной документации, прием заявок от участников, их рассмотрение, оценку и выбор победителей, осуществляет неконкурсные процедуры размещения заказов методом запроса котировок;

■         заключает договора на работы и услуги по результатам конкурсов;

■         получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ;

■         согласовывает архитектурно-планировочные решения с градостроительным советом населенного пункта (региона) при строительстве объектов жилья и социальной сферы;

■         определяет, как правило на конкурсной основе, поставщиков оборудования, строи­тельных материалов и иных комплектующих, поставка которых по договору возло­жена на службу заказчика;

■    определяет, как правило на конкурсной основе, страховую компанию и согласовывает

условия страхования строительных рисков.

3.1.2. В области подготовки и использования площадки строительства:

■         оформляет документы по отводу земельного участка;

■         назначает лицо, ответственное за строительную площадку, или передает эту ответст­венность строительной или иной организации;

■         получает разрешение соответствующих эксплуатационных органов на использова­ние на период проведения строительно-монтажных работ действующих коммуника­ций, источников газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;

■         оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насажде­ний, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов;

■         определяет объемы и места вывоза грунта и плодородного слоя почвы;

■         создает геодезическую разбивочную основу для строительства;

■         выполняет разбивку осей и трасс зданий и сооружений;

■         проводит переговоры с владельцами домов, строений и сельскохозяйственных уго­дий, подлежащих сносу;

■         обеспечивает переселение граждан из строений, подлежащих сносу;

■         производит расчет остаточной стоимости сносимых зданий и сооружений и подле­жащих вырубке лесных насаждений или получает справку об остаточной стоимости сносимых сооружений от их владельцев;

■         возмещает гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим зако­нодательством стоимость изымаемых строений, участков земли, насаждений и по­севов;

■         получает разрешение на производство работ в зоне воздушных линий электропере­дачи в полосе отвода железных и автомобильных дорог, подземных коммуникаций И инженерных сооружений;

■         обеспечивает реализацию возвратных материалов от разборки сносимых строений, а также материалов,  получаемых от попутной добычи и рубки насаждений;

■         организует контроль за деформациями и состоянием зданий и сооружений в зоне влияния строительства.

3.1.3. В области контроля и надзора за ходом строительства:

■        утверждает перечень лиц, которые от имени заказчика уполномочены осуществлять контроль и технический надзор за строительно-монтажными работами и проверок: качества материалов, конструкций и оборудования, принимать скрытые и законченные работы, давать предписания о прекращении или временной приостановке работ;

■        регистрирует в государственных контролирующих органах должностных лиц, ответственных за проведение работ повышенной опасности и соблюдение специальных требований поднадзорных служб;

■        получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ;

■        передает подрядчику документы об отводе земельного участка, необходимые согла сования и разрешения;

■        осуществляет вынос в натуру границ участка, красных линий и других линий регули рования застройки, высотных отметок, осей зданий и сооружений, трасс инженер ных коммуникаций, а также границ стройплощадки;

■        создает и передает строительной организации геодезическую разбивочную основу;

■        принимает на баланс или ответственное хранение здания и сооружения, в том числ временные, построенные на строительной площадке после передачи ее под строи тельство объекта;

■        сообщает подрядчику установленные места складирования и вывоза грунта, мусора материалов от разборки, рубки насаждений, непригодных для вторичного использо вания, карьеров для завоза недостающего грунта, точки подключения и передает раз решения на подключение к действующим сетям энергоснабжения, водоснабжения канализации и др.;

■        передает подрядчику в производство работ утвержденную и прошедшую экспертиз проектно-сметную документацию в соответствии с Положением о проведении госу дарственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и про ектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановление Правительства РФ от 27.12.00 № 1008, в количестве, необходимом для выполнения работ подрядчика и привлеченных организаций;

■        утверждает графики выполнения работ;

■        согласовывает подрядчику перечень планируемых поставщиков материалов и при­влекаемых сторонних организаций для выполнения отдельных видов работ и монта­жа оборудования;

■        проверяет наличие необходимых лицензий и сертификатов у исполнителей работ и поставщиков материалов;

■        осуществляет приемку, учет, хранение, предмонтажную ревизию и передачу в монтаж или производство работ оборудования, комплектующих и других материально-техни­ческих ресурсов, поставка которых по договору возложена на службу заказчика;

■        принимает решение о необходимости авторского надзора проектной организации, шефмонтажных услуг производителей оборудования и заключает договора на вы­полнение указанных работ;

■  устанавливает порядок ведения исполнительной и производственной документации, не предусмотренной нормативными документами, и сообщает об этом подрядчику;

■       дает указания подрядчику о конкретном составе приемосдаточной исполнительной документации, необходимой для приемки объекта в эксплуатацию;

■       согласовывает с соответствующими организациями порядок установки, опробова­ния и регистрации технологических подъемных механизмов и оборудования, работа­ющего под повышенным давлением;

■       осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества работ проектам, сметным расчетам и договорным це­нам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ;

■       контролирует выполнение графика производства работ;

■       принимает от подрядчика законченные работы в соответствии с условиями договора подряда;

■       производит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку ответст­венных конструкций;

■       в необходимых случаях организует внесение изменений в проектно-сметную доку­ментацию, ее переутверждение и изменяет сроки завершения отдельных видов ра­бот или этапов строительства;

■       по согласованию с инвестором принимает решение о временном прекращении стро­ительства и консервации объекта, утверждает смету на выполнение работ по консер­вации и контролирует их качественное выполнение;

■                принимает от подрядчика законсервированные объекты и организует охрану матери­альных ценностей;

■       при обнаружении отступления от проекта, использования материалов и выполненных работ, качество которых не отвечает требованиям ТУ, ГОСТ и СНиП, дает предписание о приостановке работ и исправлении обнаруженных дефектов и предъявляет винов­ной стороне предусмотренные договором санкции;

■       организует приемку и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта;

■       заключает договора и организует выполнение шефмонтажных и пусконаладочных работ;

■       представляет документы, необходимые для приемки объекта в эксплуатацию;

■       после приемки объекта в эксплуатацию передает инвестору (пользователю) объект и необходимую документацию, включая гарантийные обязательства, а также техниче­скую информацию в соответствии с Законом о защите прав потребителей;

■       осуществляет необходимую подготовку к выпуску продукции, комплектование объ­екта кадрами, сырьем, материалами, энергоресурсами и т. д.;

■       подготавливает совместно с подрядными организациями предложения на премиро­вание за ввод в действие производственных мощностей и иных объектов строитель­ства;

■       принимает претензии по качеству от потребителей (пользователей) и предъявляет претензии к исполнителям (поставщикам) в соответствии с законодательством и га­рантийными обязательствами по заключенным договорам.

3.1.4. В области финансирования, учета, отчетности и аудита:

■        обеспечивает своевременное открытие счета в банке по согласованию с инвестором и контролирует поступление на него средств инвестора для своевременной оплаты выполненных работ и иных платежей, предусмотренных договорами;

■        устанавливает по согласованию с подрядчиком условия промежуточных платежей и окончательного расчета за выполненные работы и оказанные услуги;

■        перечисляет поставщикам (исполнителям работ) обусловленный ДОГОВОРОМ аванс;

■        ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет, составляет И представля­ет отчетность в установленном порядке и в соответствии с условиями договора с ин­вестором об использовании выделяемых на строительство средств;

■        компенсирует подрядчику или субподрядчикам убытки, возникшие и документально подтвержденные в результате нарушения заказчиком условий договоре подряда;

■        представляет по запросу инвестора информацию о ходе строительства и расходова­нии финансовых и иных материальных ресурсов;

■        представляет установленную законодательством государственную отатистическую отчетность в региональные органы Госкомстата России;

■        при финансировании строительства объекта за счет нескольких источников и (или) инвесторов организует получение долевых взносов от каждого инвестора и предста­вление им соответствующих отчетов;

■        при временном отсутствии финансовых ресурсов у инвестора по согласованию с ним привлекает для оплаты заказанных товаров, выполненных работ и услуг иные источники финансирования, в том числе за счет банковских кредитов;

■        после приемки объекта в эксплуатацию выплачивает участникам строительства, включая службу заказчика, премию за ввод объекта в эксплуатацию и распределяет между сторонами средства за счет полученной экономии от проведения мероприя­тий, удешевляющих строительство;

■        проводит анализ затрат по статьям расходов и видам работ и услуг и принимает ме­ры по эффективному использованию выделяемых инвестором ресурсов, обеспечи­вает контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ре­сурсов с максимальным использованием вычислительной техники и программных средств;

■        дает разъяснения по техническим и финансовым вопросам государственным конт­ролирующим органам;

■        по согласованию с инвестором организует проведение аудиторской проверки дея­тельности службы заказчика;

■        составляет и утверждает у инвестора (инвесторов) смету расходов на выполнение функций заказчика и иных работ, выполняемых службой заказчика по договору с инвестором, по каждому объекту строительства или на календарный год;

■        участвует в освидетельствовании объектов, зданий и сооружений, подлежащих кон­сервации, и в оформлении документов на консервацию или временное прекращение строительства, а также оценке их технического состояния при возобновлении работ;

■        осуществляет по поручению инвестора реализацию объектов незавершенного стро­ительства;

■        участвует в проверках, проводимых органами государственного надзора и строи­тельного контроля, а также ведомственными инспекциями и комиссиями;

■        извещает органы государственного строительного контроля о выявленных случаях аварийного состояния на объекте строительства;

■        осуществляет контроль за исполнением подрядчиком предписаний государственных надзорных органов и авторского надзора, требований шефмонтажных организаций в части безопасных методов ведения строительства, качества работ и используемых материалов и строительных конструкций;

■        представляет в соответствующие государственные органы материалы по итогам хо­зяйственной деятельности, другие отчетные данные и необходимую информацию о результатах производственной и финансовой деятельности за отчетный период и выплачивает в установленные сроки налоги и платежи по месту регистрации службы заказчика.

3.1.5. Перечень функций заказчика в каждом конкретном случае уточняется договорами ме­жду заказчиком, инвестором и подрядчиком, а в организациях комплексного типа — распорядительными документами руководства данной организации. При этом совмеще­ние функций выполнения работ и их контроля одним должностным лицом или подраз­делением не допускается.

4. Права заказчика

Заказчик при реализации возложенных на него задач и обязанностей по строительству объе­кта, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, имеет право:

4.1.  Выступать от имени инвестора при рассмотрении вопросов реализации конкретного ин­вестиционного проекта в государственных органах, контролирующих и надзорных служ­бах, коммерческих организациях.

4.2.  Привлекать на договорных или иных условиях юридических и физических лиц в качест­ве консультантов-экспертов и исполнителей задач, выполнение которых возлагается ин­вестором на службу заказчика.

4.3.  Принимать по договору с инвестором заказ на строительство объектов для государствен­ных нужд и реализацию коммерческих проектов.

4.4.  Проводить, как правило на конкурсной основе, отбор исполнителей и заключать догово­ра на разработку проектно-сметной документации, изыскательских работ, поставку обо­рудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и иных работ и услуг для реализации инвестиционного проекта, контролировать ход и качество выполняемых ими работ.

4.5.  Владеть и распоряжаться выделенными инвестором на строительство объекта финансо­выми и иными ресурсами, имуществом и материальными ценностями по целевому на­значению.

4.6.  Утверждать к производству работ рабочую документацию, сметы на дополнительные ра­боты в пределах сметного лимита для бюджетных объектов.

4.7. Составлять индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на основании каль­куляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта в соответствии с Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строитальныв ра­боты, утвержденными постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30.

4.8.  Выступать в качестве истца и ответчика при ведении дел в судах, органах государствен­ного арбитража и надзорных органах.

4.9.  Обращаться в органы государственного надзора для получения заключений, о соответст­вии предъявляемого к приемке объекта действующим нормам и правилам,

4.10.Осуществлять контроль за качеством строительных материалов, конструкций и обору­дования, используемых в строительстве при выполнении работ и оказании услуг, срока­ми их поставки и выполнения работ и услуг, надлежащим оформлением рабочей и ис­полнительной документации.

4.11.Принимать решение о соответствии предъявленным требованиям выполненных работ, конструкций и систем, объекта в целом.

4.12.Принимать и вводить объект в эксплуатацию.

4.13. Определять режим эксплуатации объекта в период пробной эксплуатации, пуска и га­рантийного срока эксплуатации.

4.14. Осуществлять надзор за работой объекта в пусковой период и в гарантийный срок экс­плуатации.

4.15. Передавать в установленном порядке завершенный строительством объект эксплуати­рующим организациям (инвесторы, кондоминиумы, товарищества и т. д.),

4.16. По согласованию с инвестором принимать решение о приостановке или прекращении строительства и консервации объекта.

4.17. Досрочно прекращать исполнение договорных обязательств с инвестором и подрядчи­ком при неоднократном нарушении ими своих договорных обязательств.

5. Ответственность

ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба за­казчика), наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта. Договор подряда (контракт) — совместный документ, определяющий взаимные права, обя­занности и ответственность сторон, по которому подрядчик обязуется выполнить работу по заданию заказчика, а Заказчик несет материальную или иную, предусмотренную действующим законодательством или договором, ответственность перед инвестором за:

■        своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материаль­ных ресурсов и имущества;

■       соблюдение качества выполненных работ и сроков ввода объекта строительства в экс­плуатацию;

■       выполнение обязательств по договорам с другими участниками строительства объекта;

■       исполнение утвержденной инвестором сметы расходов на функционирование заказчика;

■       обеспечение режима секретности (конфиденциальности) и осуществление необходимых мероприятий по защите коммерческих и служебных сведений от разглашения.

Основные термины, примененные в Положении

Аванс — денежные средства, предоставляемые по договору подряда заказчиком подрядчику в счет будущих платежей для приобретения материалов, аренды строительных машин и других нужд по реализации данного договора.

Гарантийный срок— период, на который подрядчик гарантирует бесплатное выполнение ра­бот, связанных с устранением допущенных по его вине недостатков, выявленных в уста­новленный договором срок. Государственный заказчик—государственный орган, обладающий необходимыми инвести­ционными заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.

Заказчик— юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором (или само яв­ляющееся инвестором) осуществлять реализацию проекта по строительству объекта.

Застройщик — юридическое лицо, владеющее на правах собственности или аренды участком земли и принявшее решение о реализации программы строительства на нем комплекса объектов, определяющее методы финансового обеспечения строительства и осуществ­ляющее координацию работ по ее реализации. Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имуществен­ные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестор—юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств в форме инвестиций для достижения коммерческих, социальных, благотвори­тельных или других целей.

Инженерная организация (инженер) — физическое или юридическое лицо, действующее от имени заказчика и осуществляющее контроль и надзор за ходом строительства объектов.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевоору­жение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, ин­вентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Капитальный ремонт зданий и сооружений — работы по восстановлению или замене отдель­ных частей зданий (сооружений) в связи с их физическим износом и (или) разрушением на аналогичные или иные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Коммерческий проект на строительство — строительство объекта за счет собственных и за­емных средств физических и юридических лиц без привлечения бюджетных источников финансирования

Консультационная организация (консультант) — физическое или юридическое лицо, предо­ставляющее застройщику или заказчику помощь и консультацию в специализированных сферах деятельности.

Лицензия — документ, подтверждающий право юридического или физического лица на оп­ределенный род деятельности или выполнение отдельных видов работ.

Новое строительство — возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслужи­вающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут нахо­диться на самостоятельном балансе.

Нормативная документация — документация, устанавливающая комплекс норм, правил, по­ложений, требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при изготовлении строительных конструкций, изделий и материалов.

Объект строительства — каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относя­щимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, вну­тренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопро­водов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворны­ми постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого разработаны и утверждены в установленном порядке проект и смета.

Очередь строительства — определенная проектом часть стройки, обеспечивающая выпуск продукции или оказание услуг; может состоять из одного и нескольких пусковых комп­лексов.

Площадка строительная — земельный участок, отведенный в установленном порядке, для по­стоянного размещения объектов строительства, а также складирования материалов и кон­струкций, размещения машин, временных зданий и сооружений на период строительства.

Подрядчик — физическое и юридическое лицо, которое выполняет работы или услуги по до­говору подряда и (или) государственному контракту.

Пользователь объектов капитальных вложений — физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых со­здаются объекты недвижимости.

Поставщик — юридическое или физическое лицо, обеспечивающее по договору поставку то­вара или услуг потребителю.

Проектная организация — организация, выполняющая проектно-изыскательские работы.

Производственная документация — совокупность документов, отражающих ход производст­ва строительно-монтажных работ и техническое состояние объекта строительства (ис­полнительные схемы и чертежи, рабочие графики, акты приемки и ведомости выполнен­ных объемов работ, общие и специальные журналы работ и др.),

Пусковой комплекс — совокупность объектов (или их частей) основного, подсобного и об­служивающего назначения, которые обеспечивают выпуск продукции или оказание ус-

луг, предусмотренных проектом, и могут эксплуатироваться.

Работы пусконаладочные — комплекс мероприятий и работ, выполняемых в период подго­товки и проведения индивидуальных испытаний и в период комплексного опробования оборудования.

Работы скрытые — отдельные виды работ (устройство фундаментов, гидроизоляции, уста­новка арматуры и закладных изделий в железобетонных конструкциях и т. п.), которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче объекта строи­тельства в эксплуатацию и скрываемые последующими работами и конструкциями.

Расширение действующего предприятия — строительство дополнительных производств и отдельных объектов, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на само­стоятельном балансе, на территории действующего предприятия, примыкающих к нему или на обособленных площадках.

Реконструкция действующего предприятия — переустройство объектов основного, подсоб­ного и обслуживающего назначения с целью получения новой продукции, повышения ка­чества выпускаемой номенклатуры или повышения технико-экономических показателей, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Реконструкция здания (сооружения) — комплекс строительных работ и организационно-тех­нических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических пока­зателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади зда­ния, вместимости или пропускной способности или его назначения).

Реставрация здания (сооружения) — работы по обеспечению длительной физической со­хранности объектов недвижимости (как правило, памятников архитектуры) с возвраще­нием им облика, утраченного или искаженного за время существования без изменения их исторически сложившегося облика.

Сертификат— письменное свидетельство, удостоверяющее что-либо.

Строительство объектов для государственных нужд — строительство объектов по договору строительного подряда при финансировании объекта строительства за счет бюджетных средств всех уровней и внебюджетных источников.

Стройка — совокупность зданий и сооружений (объектов), строительство, расширение и ре­конструкция которых осуществляется, как правило, по единой проектно-сметной доку­ментации, на которую в установленном порядке утверждается отдельный титул стройки (или заменяющий его документ). Субподрядчик—специализированная подрядная организация, привлекаемая генеральным подрядчиком на договорных условиях для выполнения на строящемся объекте отдель­ных видов строительных, специальных строительных, ремонтных, монтажных работ.

Техническая документация — комплект документов, включающий систему графических, расчетных и текстовых материалов, используемых при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте, а также в процессе эксплуатации зданий и сооружений.

Технический надзор — контроль качества выполняемых подрядчиком строительных, ремонт­ных, монтажных и пусконаладочных работ на конкретном объекте и соответствия их про­ектным решениям.

Техническое перевооружение действующих предприятий (объектов) — установка на сущест­вующих площадях дополнительного оборудования, переустройство отопительных, вен­тиляционных, природоохранных и иных систем с частичной перестройкой (усиление не­сущих конструкций, замена перекрытий и т. д.), расширением существующих или строи­тельством новых объектов подсобного и обслуживающего назначения.

Цена договорная — стоимость работ, поставок ресурсов и оказания услуг, которая устанав­ливается сторонами при заключении договора.

Цена твердая договорная — указанная в договоре подряда окончательная сумма, неизмен­ная на весь период строительства.

← назад к содержанию