Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и законченных строительством объектов.
Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в дальнейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).
Госархстройнадзор РФ включает:
■ главную инспекцию ГАСН РФ;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строительства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.
Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:
■ качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим
нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;
■ соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого инженерного оборудования на строительных площадках;
■ качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству территорий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;
■ осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;
■ организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Проверки качества выполняемых работ проводятся:
■ согласно планам выборочных проверок;
■ в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
■ по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вышестоящих инспекций;
■ по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).
Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:
Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.
- Требовать от должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строительство, а также от лиц, осуществляющих авторский и технологический надзор, соблюдения или действующих норм и правил.
- Устанавливать факты отсутствия от проектных решений, СНиП, других нормативных актов при производстве работ.
- Устанавливать факты отступления при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте.
- Выявлять строительные дефекты (брак) и основные причины низкого качества строительных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания.
- Анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений СНиП с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией.
- Требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов.
- Производить в строительно-монтажных организациях ознакомление с работой производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления.
- Привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных организаций (по согласованию с их руководителями) для проведения испытаний, контрольных замеров и измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителя технадзора заказчика, службы внутрипроизводственного контроля подрядной организации и при наличии авторского надзора проектной организации. Предписания органов ГАСН являются обязательными для исполнения строительными организациями и финансирующими.банками и могут быть обжалованы в установленном порядке только через органы Государственного арбитража или через суд.
Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:
беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;
■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разрешительной, проектной, нормативной и исполнительной документации;
■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пределах их компетенции.
Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:
■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;
■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строительно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;
■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с нарушением требований стандартов, технических условий;
■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушениях);
■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных документов и утвержденных проектов;
■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строительно-монтажных работ;
■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для восполнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документацию;
■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конструктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;
■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП исполнительной технической документации;
■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;
■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законодательством;
■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановлении деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые нарушения требований проектов и нормативных документов;
■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправлению допущенных в проектах ошибок и нарушений;
■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.
В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производителем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.
приложение 23
ПОДПИСКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ
__________________________ 200__ г. я, нижеподписавшийся, _____________________________________
____________________________________________________________________________ назначенный
_________________________________________ приказом_____________ от_______________________
какой организацией
__________________________ 200__ г. производителем работ, принимаю на себя:
1. Руководство производством работ по строительству__________________________________________________
______________________________________ по улице________________________________________
в______________________________________ районе города___________________________________
- Административную и уголовную ответственность до момента снятия с меня настоящей подписки:
а) за допущенные отступления и изменений утвержденного проекта и за неисполнение требований, ука-
занных в разрешении на производство работ Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора;
б) за необеспечение надлежащего качества всех видов работ в соответствии с действующими технически-
ми условиями на производство и приемку работ нормами, ГОСТами и правилами;
в) за приемку и допущение в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и деталей;
г) за нарушение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий;
д) за допущение ввода в эксплуатацию частью или полностью строения, не принятого государственной
приемочной комиссией и без распоряжения главы администрации города_________________________________ .
- Обязанность вести журнал работ по установленной форме и составлять своевременно акты на скрытые работы.
- В случае моего увольнения или перемещения не оставлять строительство без составления акта и отметки в журнале о сдаче работ назначенному преемнику и без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Подтверждаю, что никаких запрещений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения.
Подпись
приложение 24
Домашний адрес:___________________________________________________________________________
№ телефона_______________________________________________________________________________
ПОДПИСКА ТЕХНАДЗОРА ЗАСТРОЙЩИКА
__________________________ 200__ г. я, нижеподписавшийся, инженер_______________________________
во исполнение приказа
Мл_____________________________ от________________ .__________________________ 200____ года
организация застройщика
принимаю на себя технический надзор за строительством ——————————————————————————
______________________________________ по улице________________________________
в______________________________________ районе города___________________________________
Принимая на себя ответственность за качество работ, обязуюсь:
- Не начинать и не допускать открытия работ по надзорному строительству без соответствующего разрешения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
- Не допускать никаких отступлений от утвержденного ____________________________________________ ;____
__________________________________________________________________ технического проекта
кем и когда
- Не допускать применения в дело недоброкачественных материалов, деталей, изделий.
- Не оплачивать недоброкачественных работ или конструкций, имеющих недоделки.
- Не допускать самовольного ввода в эксплуатацию поднадзорного объекта.
- Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения. Подпись
Домашний адрес:___________________________________________________________________________
№ телефона_______________________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.09.2002 № 240
О внесении изменений и пополнений в Правиле выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Нижегородской области вт 15.09.2000 № 230
В связи с формированием системы органов исполнительной власти Нижегородской области и в целях упорядочения работы по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости и усиления контроля за соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства зданий и сооружений на территории Нижегородской области правительство Нижегородской области постановляет:
- Внести изменения и дополнения в Правила выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденные постановлением администрации Нижегородской области от 15.09.2000 № 236, изложив их в новой редакции (прилагаются).
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области В. И. Лимаренко.
Губернатор Г. М. Ходырев
Утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 26.09.2002 № 240
ПРАВИЛА
выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области (далее правила)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе: Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Нижегородской области, Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131. Правила определяют основные требования, предъявляемые на территории Нижегородской области и в городах областного подчинения при выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.
1.2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижегородской области о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
1.3. Настоящие Правила распространяются на все строящиеся (реконструируемые, расширяемые) объекты недвижимости на территории Нижегородской области, возводимые юридическими лицами, в том числе объектов строительных кооперативов и товариществ индивидуальных застройщиков, возводимых единой подрядной организацией.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на специальные работы по монтажу технологического оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, монтажу газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и связи, путепроводов, мостов, автострад, железных дорог, строительство которых подконтрольно специальным надзорным органам, на временные строения, а также на вспомогательные постройки и малоэтажные (до двух этажей включительно) жилые дома, возводимые индивидуальными застройщиками для личных нужд.
1.5. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ должно быть получено в порядке, установленном настоящими Правилами, до начала выполнения на строительной площадке всех работ, в том числе подготовительных и работ по устройству внутриплощадочных инженерных сетей, временных автомобильных и подкрановых путей. Выполнение строительно-монтажных работ без указанного разрешения не допускается.
1.6. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (ее территориальными отделами), а также органами архитектурно-строительного надзора городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Сарова (далее «органы Госархстройнадзора») заказчику по всем строящимся (реконструируемым, расширяемым) объектам жилищно-гражданского и производственного назначения независимо от источников финансирования, в том числе:
■ жилые здания;
■ здания для оказания гостиничных услуг;
■ административные здания;
■ здания детских дошкольных учреждений;
■ здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения;
■ культовые здания и сооружения;
здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;
■ магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы. К исключительной компетенции Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области относится
выдача разрешений на строительно-монтажные работы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств (или при долевом участии более 50%) федерального, областного бюджета или с участием иностранных инвестиций.
1.7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается по каждому отдельному объекту недвижимости или нескольким объектам, входящим в пусковой комплекс, в соответствии с разрешением на строительство объекта.
2. Виды разрешений и их срок действия
2.1. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:
■ разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту, за исключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России;
■ разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, работы нулевого цикла, прокладка инженерных коммуникаций.
2.2. Срок действия разрешения устанавливается органом Госархстройнадзора, исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.
По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в недельный срок.
Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.
2.3. При передаче права на строительство объекта другому заказчику (застройщику), изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой подрядной организации разрешение подлежит перерегистрации в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в трехнедельный срок.
3. Перечень представляемых заказчиком документов к материалов
3.1. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в органы Госархстройнадзора следующие документы и материалы:
■ заявление на получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ
по установленной форме (приложение А);
■ разрешение на строительство объекта недвижимости;
■ лицензии на право выполнения строительно-монтажных работ, проектных работ, а также на выполнение функций заказчика;
■ проектную рабочую документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также отдельных видов работ, если разрешение оформляется на отдельные виды работ (не требуется представление проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ);
■ стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, органами санитарно-эпидемиологического надзора, управления противопожарной охраны, Государственной инспекции безопасности дорожного движения (при необходимости с департаментом транспорта и связи и другими заинтересованными органами);
■ копию государственного акта на право собственности на землю или зарегистрированный в органах юстиции иной документ, удостоверяющий право пользования землей;
■ приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта ответственного производителя работ, а также лиц, осуществляющих технический надзор и авторский надзор (если таковой будет осуществляться);
■ документ о закреплении на местности положения здания и границ участка;
■ прошнурованный журнал работ;
■ подписки ответственного производителя работ от генподрядной организации и ответственного за технический надзор от заказчика;
■ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проекту; справку о производителях-поставщиках строительных материалов, изделий и конструкций.
3.2. При возобновлении работ на объекте после перерыва в их выполнении более шести месяцев заказчик дополнительно представляет в орган Госархстройнадзора заключение специализированной организации (имеющей соответствующую лицензию на право технического обследования объектов недвижимости) о техническом состоянии конструкций здания (сооружения).
3.3. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру.
4. Порядок выдачи разрешений
4.1. Органы Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривают представленные заказчиком документы и материалы и принимают решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
4.2. В случае положительного решения орган Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение по форме (приложение Б) за подписью начальника этого органа, его заместителя или начальника соответствующего территориального отдела, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.
4.3. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.
При повторном обращении заказчика органы Госархстройнадзора рассматривают вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи рабочих дней с момента представления необходимых документов и материалов.
4.4. Копия выданного органом Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.
4.5. Заказчик обязан сообщить в орган Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.
В процессе строительства заказчик информирует орган Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окончание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т. д.).
5 Ответственность органов Госархстройнадзора и заказчика
5.1. Действия должностных лиц органов Госархстройнадзора Нижегородской области по вопросам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в вышестоящий орган Госархстройнадзора России либо в суд.
5.2 Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки продления и перерегистрации разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации